Власти обсуждают возвращение проверок бизнеса
Роспотребнадзор выступает за возвращение проверок бизнеса в том случае, если покупатели начали массово жаловаться на предприятие. Такой критерий риска служба предлагает проработать Минэкономразвития — ведомство отвечает за реформу надзорной деятельности. Об этом говорится в документах Роспотребнадзора.
Ведомство подготовило доклад о правоприменительной практике закона о защите прав потребителей, в частности, его ст. 16 «Недопустимые условия договора, ущемляющие права покупателей…».
Так, например, за последние 10 лет — с 2013 по 2022 год — служба выявила более 56 тыс. нарушений этой статьи. Их максимальное число в розничной торговле — 15,1 тыс. случаев, в финансовых услугах — 9,5 тыс.
Практически каждый второй договор, который проанализировала служба, содержал условия, ущемляющие права потребителей, отмечается в документах Роспотребнадзора.
Компании, например, обуславливали покупку одного товара приобретением другого или учитывали в договорах платные услуги без согласия потребителя.
Кроме того, часть контрактов позволяла бизнесу в одностороннем порядке отказаться и расторгнуть соглашения, также бывали случаи, когда предприниматели устанавливали штрафы для покупателей.
Действующие ограничения надзорной деятельности не подразумевают полный отказ от проведения проверок. Теперь в РФ реализуют риск-ориентированный подход, а те компании, которые представляют серьезные риски причинения вреда или нарушения прав граждан, попадают в фокус внимания государства.
Проверки сейчас можно проводить либо по индикаторам риска, либо при угрозе причинения вреда жизни или здоровью потребителей. Это два разных основания.
До недавнего времени для Роспотребнадзора был утвержден только один индикатор риска, он связан с обнаружением признаков контрафакта, его практически не применяют. Сейчас добавили несколько новых оснований, которые связаны с маркировкой.
Это неплохой прогресс, но идентификацией товаров охвачены не все виды продукции — это оставляет серьезное поле для злоупотреблений.
Индикаторов риска для контроля защиты прав потребителей в сфере услуг пока не существует, поэтому Роспотребнадзор ограничен в своих возможностях.
Роспотребнадзор сможет учитывать массовые и критические нарушения, которые связаны с жалобами потребителей, если речь идет именно о новом индикаторе риска, добавили в ведомстве.
Ведомство подготовило доклад о правоприменительной практике закона о защите прав потребителей, в частности, его ст. 16 «Недопустимые условия договора, ущемляющие права покупателей…».
Так, например, за последние 10 лет — с 2013 по 2022 год — служба выявила более 56 тыс. нарушений этой статьи. Их максимальное число в розничной торговле — 15,1 тыс. случаев, в финансовых услугах — 9,5 тыс.
Практически каждый второй договор, который проанализировала служба, содержал условия, ущемляющие права потребителей, отмечается в документах Роспотребнадзора.
Компании, например, обуславливали покупку одного товара приобретением другого или учитывали в договорах платные услуги без согласия потребителя.
Кроме того, часть контрактов позволяла бизнесу в одностороннем порядке отказаться и расторгнуть соглашения, также бывали случаи, когда предприниматели устанавливали штрафы для покупателей.
Действующие ограничения надзорной деятельности не подразумевают полный отказ от проведения проверок. Теперь в РФ реализуют риск-ориентированный подход, а те компании, которые представляют серьезные риски причинения вреда или нарушения прав граждан, попадают в фокус внимания государства.
Проверки сейчас можно проводить либо по индикаторам риска, либо при угрозе причинения вреда жизни или здоровью потребителей. Это два разных основания.
До недавнего времени для Роспотребнадзора был утвержден только один индикатор риска, он связан с обнаружением признаков контрафакта, его практически не применяют. Сейчас добавили несколько новых оснований, которые связаны с маркировкой.
Это неплохой прогресс, но идентификацией товаров охвачены не все виды продукции — это оставляет серьезное поле для злоупотреблений.
Индикаторов риска для контроля защиты прав потребителей в сфере услуг пока не существует, поэтому Роспотребнадзор ограничен в своих возможностях.
Роспотребнадзор сможет учитывать массовые и критические нарушения, которые связаны с жалобами потребителей, если речь идет именно о новом индикаторе риска, добавили в ведомстве.